“на старом форуме был такой вопрос:
Собрал схемку подключил движок дергается или не вращается
ответ читайте ниже”

“Все сообщения с форума собрал в статью (как обещал) т.к. такие вопросы могут возникать
неоднократно. Речь идет о контроллере VRI-cnc (на тм7(5))

Итак отвечаю:
У меня в проге в “настройка” есть пункт проверить LPT. там можно на LPT передать
сигнал и соответственно проверить контроллер.
Yо я советую использовать программу Setup Hardware Control 1.01
в ней можно также управлять lpt портом. создавать “серии” сигналов.
я с помощью этой проги даже 6-ти файзный движок крутил.
вот фото проги. на ней цикл (программа) для вращения движка на моем контроллере. (двиг №1 – Х)

запустите эту прогу, только учтите там перепутана нумерация битов 1=8, 2=7, 3=5 и т.д.
т.е. нумерция наооборот.
так вот:
1) проверьте вначале как сигнал доходит до ТМ7: зажигаете 1,2,3,4 биты
(в проге (8.7.6.5))
2) далее проверяете работу тм7 зажигаете 5 бит (тм7 №1)
и 1.2.3.4 и на выходе тм7 должно появится +5.
3) тутже проверьте как открылся соответствующий транзистор. естественно
вначале проверяйте без движков.

Если все сигналы есть, и движок дергается а не вращается то есть подозрение,
что не правильная фазировка движка.

вопрос:
При включении компа на LPT 2,3,4,5 присуствует 3,3v после запуска вашей проги на вращения и её выключени на LPT 3,4,5 -0,1v а на 2-ом 3,3v.
Если я подам сигнал на2,3,4,5 разово с помощю Hardware Control то на всех выводах устанавливается 0,1??????????
может потомушто демка твоей софтины ?


ответ:
нет демка Vri-cnc ни причем. ее отличия написаны тамже. проверь в п.”настройка” положи в LPT все нули. что стало?
затем полжи все “1”, что изменилось?
е еще мы говорим о выходал LPT или выходах после ТМ7 ?
скореее всего гдето “сопля” висит.
если все молчат значит глюк только у тебя. покрайней мене у меня все ок.

вопрос:
Почему двигатель не развивает мощности?

ответ:
Проверьте открываются ли транзисторы (ключи):

1) в програме Setup Hardware Control 1.01 (ссылку см.выше) выдайте на тм7 данные чтобы
на вход(база) транзистора с тм7 поступало лог “1” -5в.
(см. описание контроллера VRI-cnc
какие сигналы надо подать.

2) при этом транзистор должен открытся. померий напряжение
между эмитором и коллектором (падение напряжения на транзисторе) –
это есть прямые потери. должно быть не более 1в ( и то много) для КТ972 0.6в (у меня).

3) далее померий напряжение на нагрузке т.е. напряжение на подключенной к
этому движку обмотке. должно быть около напряжения питания движка минус потеря на транзисторе.

если эти пораметры сходятся то знячит транзистор открывается полностью.
если нет по меняй транзистор.

вопрос:
Движки второй и третей оси дергуются при движении по первой.
т.е. при работе одного движка другие в этот момент дергаются


ответ:
1) слаб блок питания
2) помехи по питанию. установите по питанию электролиты, дроселя.

Совет от Трудоголика
Несмотря на то, что устройство простое, и запускается “на раз” при условии
правильной сборки, все же иногда возникают трудности с электрикой.

Поэтому не имеющим опыта, рекомендую собирать и отладживать конструкцию
последовательнно, начиная с блока питания.
Он должен обеспечивать:
1.Напряжение 5 в с током до 0,1 А для питания микросхем,
или 7-15 Вольт с током 0,1 А, если на плате установлен интегральный
стабилизатор напряжения КРЕН5, 7805 или аналогичный.
2. Напряжение питания шаговых двигателей, в зависимости от их характеристик,
с током, не менее суммарного тока фаз всех трех двигателей.
Сумму эту нужно умножить на 2, потому что в полушаговом периоде
ток проходит сразу через две обмотки двигателя(две фазы).
Например,
у меня 3 двигателя, с током фазы по 1 А. Мой источник должен обеспечить ток 2*(1+1+1)= 6 А

После сборки и проверки блока питания на холостом хоу и под нагрузкой(в качестве нагрузки
можно применить нужное количество автомобильных лампроочек) можно приступать к остальной части схемы.
установите на плате стабиллизатор напряжения КРЕН5 или 7805 и одну или все ТМ7,
проверьте на отсутствие замыканий и если уверены – подключите к источнику питания.
На выходах микросхем (выводы 9,10,15,16) должно быть напряжение или ниже 0,6 или выше 2,5 В.
Определить, где и что в этом случае заранее невозможно, так как при включении питания
триггеры устанавливаются в случайное состояние.
Подключите порт принтера и с помощью демо программы пробуйте подавать сигналы
в порт(меню “настройка”, окна “проверка LPT”). Обращаю внимание на надежность
соединения земляного провода.
Теперь на выходах микросхем сигналы должны управляться из программы.
Если во всех окнах 1-8 стоят галочки, то на всех выходах микросхем
(выводы 9,10,15,16) после нажатия кнопки “передать в LPT” должно
установится напряжение более 2,5 Вольт(высокий уровень).
Если убрать галочки в окнах 1-4 и оставить их в окнах 5-8, то при
нажатии кнопки “передать в LPT” на выводах микросхем должно установиться
напряжение примерно 0,6 В(низкий уровень)
Если на выходах какой то микросхемы напряжение не соответствуют этому,
то это значит, что этот канал не работает и надо искать причину,
которая может быть или в проводах от LPT или в самой микросхеме или в монтаже.
ЕСли все устанавливается как написано, выключите питание и приступайте к дальнейшей сборке.
Установите транзисторы, диоды и защитные цепочки(резисторы и конденсаторы в коллекторной цепи).
Проверьте двигатели на работоспособность и подключите их к схеме.
Резисторы в базовых цепях транзисторов пока не подключайте.
Снова убедитесь, что нигде нет замыкания.
Включите источник питания и сразу же проверьте не греются ли транзисторы.
Если греются очень быстро – проверьте еще раз схему и правильность установки
транзисторов, если в схеме все нормально – замените греющийся транзистор.
Исправный транзистор будет греться только вслучае замыкания в схеме т.е.протекания
через него большого тока.
Проверьте напряжение на коллекторах транзисторов относительно минуса источника питания.
Напряжение должно быть равным или чуть меньше напряжения источника питания двигателей.
Если напряжение равно “0” – возможен обрыв в фазе двигателя(или просто неподключен
провод) Если напряжение около 0,6 Ва транзистор слегка греется, попробуйте замкнуть
между собой базовый и эмиттерный выводы, если в этом случае напряжение на коллекторе “подпрыгнет”
до напряжения питания двигателей, то все нормально, можно продолжать.
Теперь через резистор 1 Ком кратковременно подайте напряжение 5 В
(можно с выхода стабилизатора 7805) на базу каждого транзистора и одновременно
контролируйте напряжение на его коллекторе. В этом случае напряжение на коллекторе
должно упасть до уровня около или менее 1 В, а шаговый двигатель должен зафиксировать
свое положение, т.е. для вращения вала двигателя нужно будет приложить большое усилие.
Точно так же проверьте все транзисторы одного канала, затем другого и третьего.
Если все нормально – вы почти готовы управлять своим станком от компьютера.
Вот теперь снова отключите источник питания и впаяйте резисторы, идущие от выводов 9,10,15,16
микросхем на базы выходных транзисторов.

Проверьте еще раз монтаж,чтобы нигде не было КЗ, уверенно включайте источник питания
и управляйте своим станком. Управляется? Тогда обращайтесь к Мастеру за полной версией программы! Удачи!

Определение последовательности включения обмоток ШД.
1. Определите средний вывод в 5 выводном двигателе или найдите 2 средних вывода в 6 выводном двигателе.
2. Подключив средние выводы к одному полюсу источника питания( в 6-выводном подключите
оба средние вывода) и кратковременно касаясь выводов обмоток вторым полюсом питания,
найдите последовательность подключения обмоток, при которой вал двигателя будет
делать одинаковые шаги в одном направлении, например у меня большинство двигателей
имеют такую последовательность(по цвету проводов) –
желтый, оранжевый, красный, синий.
Пронумеруйте или запомните эту последовательность.
Когда вы собрали станок и подключили двигатели, проверьте,
в том ли направлении они вращаются.
При перемещении по оси кординат правильным направлением считается направление
перемещения инструмента(фрезы, пера, выжигателя) относительно заготовки, а не наоборот.
Если двигатель вращается не в том направлении – введите в программе знак “минус”
перед цифрами в окнах “передаточное отношение” или поменяйте очереждность подключения
обмоток к ключам с “1-2-3-4” на “4-3-2-1” или как в моем случае –
“синий-красный-оранжевый-желтый”
Еще одно дополнение: в окнах “коррекция люфтов” знак должен быть противоположным
знаку передаточного отношения. т.е. если в окнах “передаточное отношение” нет знака,
то в окне коррекция люфта должен стоять знак “минус”. И наоборот, если в окне
“передаточное отношение” стоит знак “минус”, то в окне
коррекция люфта знак не нужен.

вопрос:


Определение обмоток двигателя. VVChaif
итак имеем N-ное количество двигателей, у которых надо определить правильность подключения.
Начнем по порядку.
1. Двигатель имеющий 4 вывода – нам не подходит т.к. он биполярный.
2. Двигатель имеющий 5 выводов – 1 из них это “+” … Вольт (это в данном контексте не важно).
Все выводы будут звониться между собой, с той лишь разницей, что с “+” сопротивление будет постоянно,
с любым из концов отличное от постоянства. т.е. Если взять в провода управления – то у них будет
сопротивление больше, чем эти же проводники с “+” клемой.
3. Двигатель имеющий 6 выводов – разница от 5-выводного в том что проводники
собраны не в 4 обмотки а 2 по 3. и средний между ними будет как раз “+”. чтобы
определить какой из них “средний”, надо тестером проверить сопротивление всех проводников.

Те которые не имеют отношения к другой обмотке, звониться не будут.
Средняя точка определяется по равности сопротивлений между оставшимися
(двумя) проводниками. Центры каждой три-пары надо соединить “в кучу” получаем 5 выводную схему.
Не забываем, что 2 соединенные вместе обмотки РАСПОЛОЖЕНЫ НА ПРОТИВ ДРУГ-ДРУГА поэтому при
определении последовательности поворота шаговика берем 1 от одной обмотки, второй от второй
обмотки, 3 от опять первой, 4 от второй.
4. Двигатель имеющий 8 выводов –

каждая обмотка не соединена ни с какой из соседних. т.е. независима.
За последовательность не ручаюсь, но должна быть по аналогии с 5-выводным.
Сначала находим каждую независимую обмотку (так же тестером).
Затем блоком питания вольт на 12 подключаем каждую из обмоток и смотрим в
какую сторону крутиться двиг. Для лучшего контроля я рисую тонким маркером на
валу метку и напротив нее, на корпусе движка еще одну.

По ним ориентируюсь в какую сторону движется вал. Тем самым определяем
последовательность обмоток. Все левые (или правые) сводятся в кучу – это “+”.
Остальные 4 – обмотки.

Другие движки мне не попадались.

после проведения выше упомянутых действий обычно поступают такие сообщения:
Спасибо всем за помощь, перебрал заново схему, все заработало. Причина была в ТМ7 и транзисторах,
при первом запуске спалил часть вот и итог. Теперь перебрал все заново, заработало.

или так:
нашел “соплю” все заработало.

Так, что госпада схема рабочая, собранна не один раз (схеме 2-3 года).