Контроллер для ШД5- вопрос

контроллеры на L297-298 и прочих микросхемах. формат команд Step/DIR

Модераторы: Ruz_and, Master-VRI, al-drw

Аватара пользователя
Pavelrb
Сообщения: 53
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 00:00

Сообщение Pavelrb » Вт янв 13, 2009 13:20

Opus писал(а):Учитывая что с повторяемым контроллером под него тут пока трудно я бы не советовал...

P.S. если ты хорошо разбираешься в электронике - мой совет можно не читать... :-)

на пальцах-
с этим движком такие нюансы- в отличие от биполяров, две обмотки, униполяров, четыре обмотки, у этого движка обмоток шесть. Соответственно, столько же и ключей для управления обмотками. Максимальный крутящий момент этого движка 0.35N*M при малых оборотах и паспортном токе обмотки(3 А). При увеличении оборотов момент снижается, при толковом приводе момент составляет около 0.1 N*M при 10 кГц. Цифры очень примерные, кому интересно, в сети легко ищутся графики момент от частоты.
Так как у этого движка шесть обмоток, естественно, привод на него сложнее(либо больше), чем на бипо.., уни.. поляр.
Иными словами, привод на него либо простой, но прожоливый, либо сложный(хотя сложность понятие относительное) и экономичный относительно простого.
К слову о "Жести" предыдущей схемы, схема весьма проста, большое количество корпусов имс объясняется тем, что в эту схему я добавил функцию, необходимость которой вызывает сомнения- возможность включения вместо паспортного варианта коммутации обмоток 12...123 вариант 123...1234 по желанию. В сети (привод вариант Беликого) пишут, что такой вариант коммутации позволяет увеличить крутящий момент на 60%, при этом соответственно увеличивается нагрев мотора. В моем ныне действующем приводе с резистивной форсировкой можно менять последовательность , мощность увеличивается, % на 30 наверняка.
Если бы ограничиться вариантом паспортной последовательности, в "Жестяной"
схеме количество имс сократилось бы до шести.
Достоинство мотора шд5 - это его доступность, например для Беларуси, где иного не найти, а также скоростные и динамические характеристики, и еще цена (десяток зеленых на барохолке, хотя найти не так просто)
в сети стоит зеленых шестьдесят...
я повелся на этот мотор, так как смог найти его(их)недорого.
Недостатки- относительно малый крутящий момент, также прожорливость либо навороченность привода.
Последний раз редактировалось Pavelrb Вт янв 13, 2009 22:04, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Opus
Сообщения: 211
Зарегистрирован: Вт дек 02, 2008 00:00

Сообщение Opus » Вт янв 13, 2009 16:16

В общем я вам не завидую в любом случае. Работать с нестандартными вещами всегда труднее и не всегда оправдано...
Интересно для чего вообще увеличили количество обмоток, какая хоть цель этого усложнения....

... хотел бы я посмотреть в глаза тому, кто этот двигатель придумал... (с) Особенности национальной рыбалки (кажется я все слова переврал, но смысл передал неискаженным) :-)

Аватара пользователя
Pavelrb
Сообщения: 53
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 00:00

Сообщение Pavelrb » Вт янв 13, 2009 22:15

Стандартная это вещь. Советский вариант, относительно неплохой движок.240 шагов на оборот.
На основе привода с этими движками делались мощные токарные станки с чпу.
такой движок весьма шустро двигал тяжелые оси.
движок крутил гидроусилитель, гидро усилитель двигал оси... вот это ЖЕСТЬ.
зы. в порядке пустого базара- на работе есть три разновидности привода под эти движки. если интересно, сфотографирую? фото наверняка вызовут впечатления...
это не l297+ l298.

Аватара пользователя
Pavelrb
Сообщения: 53
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 00:00

Сообщение Pavelrb » Вт янв 13, 2009 22:29

Opus писал(а):В общем я вам не завидую в любом случае. Работать с нестандартными вещами всегда труднее и не всегда оправдано...
Интересно для чего вообще увеличили количество обмоток, какая хоть цель этого усложнения....

... хотел бы я посмотреть в глаза тому, кто этот двигатель придумал... (с) Особенности национальной рыбалки (кажется я все слова переврал, но смысл передал неискаженным) :-)

зы. и еще- движок этот является движком с переменным магнитным сопротивлением, то есть в моторе отсутствуют переменные магниты.
на рц десигне в порядке спортивного интереса один товарищ разобрал этот мотор, разъединил обмотки внутри мотора, перекоммутировал их для получения типа аналога биполяра.
индуктивность у обмоток большая, поэтому в таком варианте питать этот мотор нужно парой сотен вольт. это к слову.

Аватара пользователя
Opus
Сообщения: 211
Зарегистрирован: Вт дек 02, 2008 00:00

Сообщение Opus » Ср янв 14, 2009 02:56

Интересно было бы посмотреть на фото...

Не стандартный не потому, что он какой то не такой, просто потому, что готовый контроллер под него сложнее найти, в силу широкой распространенности 4 фазного типа...
Для специалиста в принципе ничего сложного в контроллере нет, и принципы управления те-же, что и у остальных двигателей... но новичку лучше повторять уже обкатанный много раз схемы.... ИМХО...

Аватара пользователя
Pavelrb
Сообщения: 53
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 00:00

Сообщение Pavelrb » Чт янв 22, 2009 04:39

Изображение Изображение Изображение
Две модификации советского древнего привода.
Принцип работы интересен- не резисторная форсировка, не шим.
При переключении положения ротора на обмотку подается высокое напряжение, вроде 120 вольт на 300 мкс, затем низкое для фиксации ротора.
Документация лежит здесь.
http://www.chipmaker.ru/index.php?autoc ... showcat=12
Последний раз редактировалось Pavelrb Чт янв 22, 2009 05:05, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Pavelrb
Сообщения: 53
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 00:00

Сообщение Pavelrb » Чт янв 22, 2009 04:51

Изображение Изображение

Изображение Изображение
Изображение Изображение
Это мой нынешний привод с резистивной форсировкой.
Вид жутковат. Разобрал для замены кулера. Пыли море...
Последний раз редактировалось Pavelrb Чт янв 22, 2009 05:10, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
Pavelrb
Сообщения: 53
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 00:00

Сообщение Pavelrb » Чт янв 22, 2009 04:55

Еще на работе на двух станках стоит привод образца 90-х, с шим, на логике(жесть? ну, ну). Две оси.
Документации на него нет, жаль.
Пытался найти в сети, нашел только несколько десятков предложений продажи такого привода по цене от $2000 +....

Аватара пользователя
Pavelrb
Сообщения: 53
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 00:00

Сообщение Pavelrb » Чт янв 22, 2009 05:07

Как вставлять картинки, чтобы в теме были видны они, а не ссылки на них?

Dj_smart_yonger

Сообщение Dj_smart_yonger » Чт янв 22, 2009 14:30

Надо было поставить галку "Превью". Щас изеним ;)

Аватара пользователя
Pavelrb
Сообщения: 53
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 00:00

Сообщение Pavelrb » Вт апр 14, 2009 11:36

к сообщению 23- есть ошибки, нет, не знаю, в этом варианте все правильно.
http://photo......ru/949.jpg

схема привода готова, в выходные поеду по детали.
будет снижение тока при простое, переключение в режим 3-4 при больших оборотах, защит несколько.
на теперешнем приводе экспериментировал с 2-3 и 3-4.
при 2-3 макс. 2300 мм мин или 1300 об мин на моторе
при 3-4 макс 3200 об мин или 1800 об мин на моторе (1.75 шпилька)

Аватара пользователя
Sonic-72
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Пн ноя 10, 2008 00:00

Сообщение Sonic-72 » Вс апр 26, 2009 20:54

Т.е. схема будет другая?

Аватара пользователя
Pavelrb
Сообщения: 53
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 00:00

Сообщение Pavelrb » Вт апр 28, 2009 00:49

Привод будет с шим, темперешний много жрет.
эта схемка- это только кусок, формирователь последовательности.
добрался до ключей шим, облом- на Жданах микрухи не нашел :evil:
(ucc27424)
Вроде есть на сайте минчане?
Подскажите, где еще в Минске радиодетали можно купить?

Аватара пользователя
Pavelrb
Сообщения: 53
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 00:00

Сообщение Pavelrb » Сб авг 29, 2009 22:58

Сегодня опробовал "на столе" вариант с шим. Схема- компаратор, триггер, элемент 2и, драйвер(ir4427), irf 640(200 в, 18 а, 0.18 ом), обмотка и параллельно ей диод. Токоизмерительный резистор 0.15 ом. Питание 40 вольт.
В случае "прямого" шунтирования обмотки диодом привод на малых скоростях обеспечивает приемлемый момент, но разогнать его удается максимум до 150 об мин, далее момента практически нет. При этом ток, потребляемый приводом, небольшой, примерно полтора ампера при трех включенных фазах, напр пит. 40 вольт, но сильно греются мотор и диоды- энергия противоэдс гасится на них, и обороты никакие. ток фазы двигателя ставлю 3А.
Если диоды подключить не напрямую, а через резистор, к примеру, 80 ом( пробовал разные варианты), то мотор разгоняется до 2200 об мин, приемлемый момент "на ощупь" до 1800 об мин, нагрев двигателя и диодов снижается, но потребление привода значительно возрастает и на подключенном резисторе при номинале 80 ом напряжение составляет порядка 100 вольт(напр. от противоэдс, у движка индуктивность нефиговая), соотв. выделяется примерно 125 ватт wacko.gif .Параллельно резистору подключен кондер- при его установке схема работает более стабильно, от емкости зависит динамика привода. Стабилитрон либо его аналог (транзисторный вариант мощного стабилитрона) опробовать не успел, но и смысла нет- результат будет тот же.
Частоту шим пробовал 15- 50 кГц, ставил разные конд. фильтра (r 1к, с от 1n до 3n2), менял ширину запускающего импульса с генератора (отр. от 1 мкс до...), результат примерно одинаков.
На токоизм. резисторах видны всплески ОТРИЦАТЕЛЬНОГО напряжения- видимо, когда вкл. силовой транзистор, противоэдс обмотки еще полностью не погасла, отсюда и нагрев резистора, и возрозшая потр. мощность.
Сам шим работает (то есть шим есть, а не шум)- напр. задания регулируется ток привода.
В какую сторону копать?

Аватара пользователя
Lelik
Сообщения: 780
Зарегистрирован: Сб дек 06, 2008 00:00

Сообщение Lelik » Вс авг 30, 2009 00:21

В какую сторону копать?

А чего тут копать... ЭДС он и в Африке ЭДС, и никуда не деться. Единственное, что поможет это снижение частоты ШИМа до минимума. Выбросов в единицу времени будет меньше, меньше будет нагрев.


Вернуться в «контроллер Step/DIR»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей