Как сгорела плата опторазщвяки и как ее починить.
В результате монтажа системы из платы опторазвязки повалил легкий дымок и двигатели встали. При детальном осмотре выяснилось, что между выводами диодного моста блока питания

“После изготовления ряда самодельных 3х-осевых контроллеров для ЧПУ на базе К155ТМ7, спарки L297+L298 решил использовать в постройке станка готовые контроллеры и опторазвязки фабричного исполнения. Выбор пал на DB25-1205 и DQ542MA, по причине неплохих их технических параметров и блочного исполнения электронных узлов схемы.

 

 

 

Экспериментальная сборка блоков системы не составила труда, все ее компоненты работали отлично в штатном режиме, MACH3 управлял шаговыми двигателями, питание обеспечивалось импульсным стабилизированным блоком от ПК (стаб.)-5В и простейшим выпрямителем 30В. Работа ШИМ вызывала чувство безграничного счастья.


Черная полоса и связанные с ней проблемы начались когда у меня появилось желание установить эту систему в полость компьютера для создания единого модуля ЧПУ. Это делалось с целью защиты системы от попадания пылевой стружки. Хотелось все сделать основательно, в этих целях были предусмотрены ряд мер по снижению помех, включая установку ферритовых колец у конекторов шаговых двигателей, увеличение сечения и сокращения длины проводов, установка фильтров и т.п.


В результате монтажа системы из платы опторазвязки повалил легкий дымок и двигатели встали. При детальном осмотре выяснилось, что между выводами диодного моста блока питания 30В застряла гайка, которая и явилась причиной короткого замыкания. Опторазвязка с доблестью выполнила свою задачу и спасла ПК от смерти. При ее осмотре, каких-либо признаков прожига печатных проводников и деформации электронных компонентов обнаружено не было. О наличии напряжения питания свидетельствовало свечение зеленого светодиода. В свою очередь, контроллеры к моему удивлению не пострадали.
Принятыми мерами, проверил осциллографом и тестером цепи питания, управляющие сигналы от разъема LPT к входам микросхем 74HC14 (я называю их приемопередатчиками) и от них на входы оптронов, с выхода оптронов на конекторы розетки. Трещины на платах и наличие прожигов выявить не позволил толстый слой лака на плате и плотный двустроний монтаж с металлизацией отверстий. В Интернете, включая английском, какой-либо конкретной информации, рекомендаций и комментариев по ремонту данных изделий не нашел. Все вопросы, касательно этой темы, там сводятся к обсуждению межблочной коммутации опторазвязки, контроллеров ШД и БП. Поскольку у меня не было принципиальной схемы этой опторазвязки, я нашел ряд типовых схем данных устройств. На фото одна из них.


В ходе проверки было установлено отсутствие управляющих сигналов с выходов двух 74HC14 и, соответственно на входах оптронов 817 оси X.
Микросхемы выпаял с материнских плат ПК и впаял их вместо подозрительных. В итоге, сигналы начали поступать на входы оптронов. Далее, проверил оптроны двумя тестерами на работоспособность. Мне показалось, что они подозрительные и я заменил их на заведомо исправные. Не смотря на принятые меры, результата не получил. Сигналы на выходе оптронов отсутствовали.
После внимательного изучения типовой схемы включения оптронов, проверил их соединение с землей. После чего, все заработало. Дальнейшая коммутация в систему показала полную ее работоспособность. Осциллограф показал сигналы «DIR» и «STEP». Ремонт опторазвязки занял два дня опытных экспериментов и мозговых усилий.
Однако, радость длилась не долго. При монтаже и протяжке на станке кабельных силовых, управляющих и вспомогательных линий (провода для концевиков и питания кулеров), при стяжке их в жгуты, в результате плохой изоляции проводов произошло межвитковое замыкание катушек шагового двигателя и он обесточился. Зеленый светодиод, свидетельствующий о нормальной работе контроллера ШД погас. Ось «Z» встала. Вал двигателя можно было покрутить рукой.
Проверка тестером линии коммутации, идущих к шаговому двигателю оси Х подтвердил данный печальный факт.



( на снимке показан аналогичный контроллер )

Было очень обидно так глупо спалить контроллер. В уголовном кодексе статья есть – «халатность» от 2 до 5 лет, вот это как раз тот случай :))))))))))
В данном случае меня озаботило то, что в данном контроллере имеется низко вольное 5В и высокое напряжение 30В, СМД элементная база, плотный двусторонний печатный монтаж с металлизацией отверстий (1000 раз переворачивать туда сюда пока узнаешь что, куда, зачем устанешь) и т.п. Полезешь своими «кривыми рученьками» и можешь все смело выкидывать на свалку.
В первую очередь, я отсоединил все электрические подводы от розеток контроллера. Обследовал под лупой плату на наличие прожигов, трещин и деформаций деталей, ключевые транзисторы F9Z34N и IRFZ44N.
В результате выявил тестером один пробитый полевой транзистор F9Z34N (цена 250KZT- 1.6 USD) Его замена вселила надежду на реабилитацию контроллера, о чем свидетельствовало появление одновременных периодических вспышек красного и зеленого светодиодов. Однако шаговый двигатель был по прежнему обесточен.

Не имея в наличии принципиальной схемы данного контроллера начал искать в Интернете типовую схему включения спарки полевых транзисторов F9Z34N и IRFZ44N и к своему удивлению не нашел. Поэтому, руководствовался схемой управления двигателей с использованием аналогичных полевых транзисторов.

На этой схеме наглядно видна схема включения четырех транзисторов коммутирующих тактовую подачу тока на одну катушку шагового двигателя. В биполярном шаговом двигателе их две, соответственно транзисторов должно быть восемь. Полевые транзисторы F9Z34N и IRFZ44N друг от друга отличаются канальным переходом. Прежде чем, что то, паять советую посмотреть внимательно их техническое описание.
Дальнейшая проверка осциллографом низковольтной части контроллера без подачи управляющих сигналов на входа, показала нормальную генерацию сигналов на выходах микросхем и транзисторов, что свидетельствовало о проблеме в силовой высоковольтной части (30 В) прибора.



Дальнейшая проверка выявила отсутствие подачи +30В на исток полевых транзисторов F9Z34N. Обследование под лупой, возможного обрыва или прожига печатных проводников платы, как и, в случае с вышеуказанной опторазвязкой, ничего не выявило. После установки перемычки, вознес руки к небу и дал рабочее питание 30 В на схему. И, о чудо, загорелся зеленый светодиод и двигатель ожил. Дальнейшая коммутация контроллера в систему показала его полную работоспособность. К настоящему времени система работает в штатном режиме. От идеи единого с ПК блока ЧПУ отказался.

Если мои опытные изыскания помогут кому либо в ремонте данных изделий мне будет очень приятно.

С уважением,
Баталов Гани xraystop356 на gmail.com
г.Астана