“
Выжигание – увлекательный, творческий процесс. А ведь его можно автоматизировать. Нужно просто передать сам процесс выжигания – компьютеру. “
“
Выжигание – увлекательный, творческий процесс, требующий от исполнителя
твердости руки, усидчивости и фантазии. Но как порою бывает досадно, если одним
необдуманным и неловким движением многочасовой труд идет насмарку. А ведь можно
автоматизировать этот процесс, не лишая его элементов творчества, фантазии и
креативности. Нужно просто передать ту часть работы, которая требует
тщательности и осторожности – то есть сам процесс выжигания – компьютеру,
оставив человеку процесс создания шедевра, то есть процесс подготовки
управляющей программы для компьютера.
Поверьте, рисовать на экране гораздо проще и увлекательнее, чем на дорогой
заготовке. Любой промах можно тут же исправить, можно в любой момент времени
внести свои коррективы, удалив часть нарисованных элементов и добавить новые.
И только когда вы полностью убедились в том, что нарисовали именно то, что
нужно – можно давать команду компьютеру на выжигание. Он сделает это именно с
той точностью, какой хотите вы.
Причем по одному и тому же вашему рисунку может
сделать сотни копий, ничем (кроме текстуры заготовки) неотличимых одна от
другой. А при необходимости единожды нарисовав рисунок на компьютере, можно
простыми командами изменять масштаб, размеры, соотношение сторон этих рисунков,
изменяя их до неунаваемости.
Итак, что нужно для автоматизации процесса?
Первое – станок для выжигания. Можно приспособить для этого старый плоттер,
можно использовать большой и серьезный гравировальный станок.
Но можно сделать этот станок и самому, причем для этого понадобятся минимальные
слесарные навыки и начальные знания электроники.
Вот фото моего самодельного станка, изготовленного полностью из кареток старых
печатных машинок:
Станок очень прост, основу его составляет стеклотекстолитовая (можно
использовать древесную) плита (прим. ред: Для основы хорошо подойдет 12-20 мм
фанера), на которой закреплены полозья. Полозья использованы от каретки
печатной машинки.
Такие же полозья закреплены на рабочем столе, изготовленном из дюралевой
пластины. Между полозьями стола и плиты вставлены стальные шарики, благодаря
которым стол легко перемещается.
Сзади установлен шаговый двигатель от старого принтера, который посредством
ременной передачи и под управлением компьютера перемещает стол в продольном
направлении.
(контроллеры шаговых двигателей)
Над столом закреплен портал – целая каретка от печатной машинки,
подвижная часть которой также под управлением компьютера другим шаговым
двигателем перемещается в поперечном направлении. На подвижной части
вертикально закреплена часть такой же каретки, которая в свою очередь движется
вверх-вниз. На подвижной части этой каретки закреплена игла выжигателя.
Шаговые двигатели соединяются с компьютером через специальный блок управления.
Управляет станком программа, написанная Романом Ветровым.
Более подробно о конструкции этого и других станков, программе, устройстве
блока управления можно прочесть на сайте
Процесс выжигания.
Существует очень много способов автоматизированного выжигания.
Одним из первых, освоенных мною, был способ “Point to point”(точка к точке).
Этот метод очень прост, заключается он в том, что игла выжигает одинаковые
точки в нужных местах заготовки. Меняя плотность размещения точек, их размер
и количество можно создавать рисунки, мало чем уступающие обычному выжиганию.
Посмотрите на фрагмент глаза. При близком рассмотрении видна суть метода
“точка к точке”, при удаленном рассмотрении глаз смотрится реалистичным.
Метод очень доступен и эффективен.
Примером такого метода выжигания может служить герб, подготовленный Виталием
Черненко из Краснодарского края и его 5 летним сыном.
Рисунок герба состоит из 16 с лишним тысяч точек, на подготовку рисунка у
автора ушло несколько вечеров. Пробное выжигание показало, что с таким
количеством точек герб нормально смотрится в размерах от 15х15 см до 40х40 см,
причем для масштабирования не нужно перерисовывать рисунок.
Другой способ выжигания – рисование. Тоже простой метод, игла погружается в
заготовку на определенную глубину и под управлением компьютера рисует отдельные
линии, фрагменты и надписи.
И наиболее сложный метод, полутоновое выжигание, способный передать все оттенки
черно-белого рисунка, тоже стал доступен с появлением новой версии программы
Романа Ветрова.
это я (Н.Филенко)
Суть этого метода заключается в том, что при перемещении над заготовкой игла
под управлением программы может приближаться к ней на разную высоту, тем самым
нагревая заготовку сильнее или слабее.
Разновидностью этого метода является еще более сложное рельефное выжигание,
когда игла, погружаясь в заготовку на достаточную глубину создает как бы
рельефный рисунок.
Все описанные методы доступны не только станкам промышленного изготовления, но
и самодельным. В более сложных случаях выжигание можно делать даже на
криволинейных поверхностях, например на матрешках или пасхальных яйцах.
Процесс это творческий, и многое зависит от фантазии художника, его
пространственного воображения. Твердость руки теперь не так важна, станки
способны перемещать иглу с очень высокой точностью.
Будущее. Сейчас на форуме обсуждается вопрос замены нихромовой иглы
миниатюрным лазером. Если удастся решить некоторые технические проблемы,
то процесс выжигания можно будет ускорить во много раз, и в то же время
уменьшить на порядок размер выжигаемого пятна, что позволит создавать еще более
реалистичные картины этого древнего, увлекательного способа рисования.
“